ПАЛЛАДИАНСТВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ XVIII века
Палладианство - направление в европейском зодчестве 17-18 вв., развивавшее (в рамках классицизма) принципы, заложенные в творчестве Палладио.
Андреа Палладио
Андреа Палладио (1508 – 1580 гг.) – выдающийся зодчий эпохи позднего Возрождения. Значение его творчества заключено не только и даже не столько в возведённых им произведениях, сколько в том влиянии, какое оно оказало на всё последующее развитие европейской, в том числе русской архитектуры. Это влияние пережило барокко, послужило знаменем для зодчих эпохи классицизма и после разгула эклектики вновь проявилось в творчестве архитекторов конца XIX — начала XX в. И сейчас еще рано утверждать, что с применением железобетона и стекла канули в вечность законы, выведенные в теоретических трудах и строительной практике Андреа Палладио.
Всем известен главный теоретический труд Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», который стал своеобразным «архитектурным евангелием», переведённым множество раз на все европейские языки.
Самыми популярными в среде европейских архитекторов эпохи классицизма стали палаццо Вальмарана и вилла Ротонда.
Палаццо Вальмарана
Вилла ротонда близ Веченце
В этих произведениях зодчий очень четко выразил свои композиционные принципы:
1) группировка помещений вокруг внутреннего двора;
2) уравновешенная осевая композиция: расположение входа и въезда в двор (арка) на оси симметрии, по сторонам которой находятся также одинаковые по размерам помещения; элементы фасада тоже расположены симметрично;
3) крупный масштаб главных фасадов (применение «большого ордера» с высоким цоколем);
4) расчленение фасадов полуколоннами или пилястрами;
5) использование объемной композиции портика;
6) слитность внешнего и внутреннего пространства (портики, выступающие лестницы).
В 70—80-х гг. XVIII в. в России расцветает палладианство в творчестве мастеров эпохи классицизма. Первые постройки в большинстве своём отличались интимностью и изысканной простотой.
Охарактеризуем основные черты русского палладианства на примерах творчества крупнейших представителей классицизма XVIII в. — это Дж. Кваренги и Николай Львов.
Джакомо Кваренги прибыл в Петербург в 1780 г., уже имея ясно определившуюся творческую концепцию, основанную на изучении теоретических трудов Палладио.
Джакомо Кваренги
Первая постройка Кваренги в России - Английский дворец в Петергофе в конце XVIII века.
Английский дворец в Петергофе. Главный фасад. План
Какие же черты палладианства мы видим в этом произведении?
- Ордер в широком понимании этого термина: не только как колонна и архитрав, а как порядок, определяющий соразмерность частей и целого.
- План построен по палладиевым правилам уравновешенной композиции, где по средней оси от портика в глубину располагаются круглый зал, за ним овальная передняя, куда ведут лестницы из первого этажа. К передней примыкает лоджия. От круглого зала слева и справа вдоль главного фасада идут большие залы и гостиные, за ними по боковым фасадам парадная спальня императрицы и еще одна гостиная. К ним примыкают комнаты средние и небольшие, по принципу Палладио.
- В цокольном этаже расположены кухни и кладовые, все то, что обслуживало обитателей дворца и что надо скрыть. Третий этаж по высоте в половину среднего был отведен под комнаты дворцовой прислуги.
Главные особенности творчества Кваренги:
- последовательное применение пропорционального построения плана.
- выбор координат, создающий удивительную гармоничность интерьеров.
- отношение сторон планов принято в простой численной пропорции 1:1,5 или 1:2, 1:2,5 и т.д. Принцип пропорциональных отношений подбирался Кваренги в каждом отдельном случае, но избранный модуль уже проводился через всю композицию.
- для фасадов характерно отсутствие декоративных аксессуаров. Предельно просты даже общие композиционные приемы. Это свободный портик, портик прижатый к стене, состоящий из полуколонн или пилястр, забранная лоджия между двумя ризалитами и гладкая стена с ритмом оконных проемов. В последнем случае ось здания выделена треугольным фронтоном или порталом входа.
- поразительное чувство пропорций, с помощью которого при крайнем ограничении приемов достигается разнообразие и индивидуальный облик сооружений.
- в композиции фасадов Кваренги последовательней, чем сам Палладио, утверждал римские формы архитектуры. Однако, освобождаясь от декоративности, он облегчал грузные античные формы, делал их «мягче» по пропорциям, применяя во всех постройках штукатурку, а не облицовку.
- наконец, Кваренги отказывается от аттикового этажа, возвращая антаблементу завершающую роль.
Одна из первых построек Кваренги – здание Академии наук. Его характеризуют строгий портик, чёткий объём, торжественность и монументальность форм. Палладианские мотивы, воплощённые здесь, остались для зодчего своего рода эталоном, которому он следовал почти всю жизнь.
Здание Академии наук
Почти все постройки зодчего украшены портиками, которые или опираются на низкий подиум, или поставлены на высокий цоколь (как в Смольном институте). Цоколь – развитый этаж, «приподнимающий» основную часть здания и делающий её более чёткой.
Смольный институт. Главный фасад. План
Смольный институт с видом на Смольный монастырь
Значительное место в постройках Кваренги занимает ансамбль Ассигнационного банка. Архитектор приспособил для нового сооружения существующие приёмы, отталкиваясь от проектов вилл Палладио и создав оригинальное решение. Единый объём здания обработан на торцевых фасадах лоджией с большим тосканским ордером и треугольным фронтоном. Ансамбль объединён двором с колоннадами.
Ассигнационный банк. Фрагмент главного фасада. План
Ассигнационный банк
Интересно также здание Эрмитажного театра, которое отличается необычным планом (из-за сложившейся ситуации), двухэтажной рустованной частью, неглубокой лоджией с большим ордером между боковыми ризалитами и особенно – театральным залом, на создание которого повлиял театр Олимпико в Виченце спроектированный А. Палладио.
Эрмитажный театр
Эрмитажный театр. Главный фасад. Разрез по залу. План
Перестройка усадьбы Безбородко в Полюстрове также выполнена по палладианским принципам. В результате перестройки, фасад здания был дополнен фронтоном и невысоким портиком со сдвоенными колоннами. Архитектор объединил главный корпус двумя открытыми скругленными галереями с симметрично расположенными флигелями, выдвинутыми вперед, создав тем самым пространственную композицию в соответствии с так называемой усадебной схемой Палладио.
Усадьба Безбородко в Полюстрове
При разработке архитектурной композиции Мариинской больницы для бедных Кваренги вновь обратился к усадебной схеме, ведущей свое происхождение от итальянских вилл Андреа Палладио. Главный двухэтажный больничный корпус строго уравновешенного и симметричного ансамбля он поместил в глубине участка застройки, а два одинаковых также двухэтажных, но значительно пониженных боковых флигеля вывел на красную линию застройки Литейного проспекта и соединил их металлической оградой.
Мариинская больница. Главный фасад
Мариинская больница
Палладианские черты находят свое отражение и в Александровском дворце в Царском селе. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двумя флигелями по обеим сторонам. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Выразительность заднего фасада в значительной степени была достигнута за счет чередования прямоугольных окон, лишенных какого-либо декора, и больших трехчастных окон с колоннами в нижнем этаже, а в верхнем - полуциркульных, явно заимствованных из творческого наследия Палладио. Распланировав здание в виде буквы П, Кваренги предложил значительно более развитую, разветвленную композицию. Он фактически вписал один П-образный корпус в другой и стянул внутренние боковые крылья. Композиция плана осевая, с внутренним двором, отделенным от внешнего пространства колоннадой коринфского ордера, состоящей из двух рядов колонн.
Александровский парк в Царском селе
Александровский дворец в Царском селе. Главный и задний фасады
Александровский дворец в Царском селе. План
Творчество Андреа Палладио проходит красной нитью в жизни Дж. Кваренги. Поэтому все его постройки так или иначе можно считать палладианскими.
Младшим современником Джакомо Кваренги был архитектор, поэт и переводчик Николай Александрович Львов. С момента, когда Львов берется за карандаш для того, чтобы набросать свои первые проекты, Палладио уже был для него идеалом.
Николай Львов
В отличие от Кваренги, выполнявшего работы для императорского двора и петербургской знати, Львов был архитектором средних землевладельцев, имения которых находились не только в столичных губерниях, но и в Тверской, и на Украине.
Львов находился под огромным обаянием искусства его учителя, Кваренги. Очевидно, этим объясняется и внимательное изучение им Палладио.
Общей тенденцией творчества Николая Львова было приближение традиций палладианства к окружающей его жизни. С этих позиций он критикует в своих замечаниях к переведённой им книге Палладио его творческий, строительный опыт:
- рекомендует другой способ замешивания извести и хранения глины;
- даёт ряд предложений по расположению внутренних помещений, более приспособленных к климатическим условиям России и т.д.;
- оставляет неприкосновенной осевую уравновешенную композицию планов и объёмов, которую ещё более подчёркивает «бельведерами», световыми фонарями, куполами.
Особенности произведений Н. Львова:
1) Измельчённость композиции, своеобразный «бытовизм». Его усадьбы уютны, приспособлены к быту среднего дворянства. В них нет торжественности, присущей виллам Кваренги.
2) Компактный, приближающийся к квадрату, главный дом в 2 - 2,5 этажа, от которого отходили колоннады, соединяющие его со службами (усадьба в Знаменском, дом в Никольском и другие).
3) Стремление к «всеобщей» гармонии.
Примером усадебного строительства Львова может служить усадьба Ф. Глебова «Знаменское». Эта старая русская усадьба в деталях и пропорциях грешит против канонов классического ордера, но сохраняет дух палладиевой архитектуры, ее связь с природой. Широко раскинутые колоннады как бы обнимают каждого вступающего в ее границы. Львов хотя и отталкивается в общем расположении зданий своих усадеб от планировки римского форума, но наделяет античные формы редкой просветленностью и легкостью.
Усадьба Ф. Глебова в Знаменском
Усадьба Ф. Глебова в Знаменском. Боковой фасад
Восьмидесятые годы – время наибольшей активности Львова как архитектора. И ничто ему так не удавалось, как создание небольших особняков. Николай Александрович проектировал немало, чаще всего для близких друзей и родственников. Такими являются дача П.А. Соймонова, дом В.С. Томары, собственный дом в Никольском под Торжком и другие.
Дача П.А. Соймонова. Главный фасад
Дом В.С. Томары. Главный фасад. Фрагмент плана
Дом Н.Львова в Никольском. Главный фасад. План
Спроектировано Львовым здание Почтамта – важное для города общественное здание. Трехэтажное здание имело четкие членения как по горизонтали, так и по вертикали; высокий цоколь; верхние два этажа объединены большим ордером; строгая симметрия главного фасада; выступающий четырехколонный портик – черты, которые позволяют нам относить здание к палладианскому типу.
Здание глав. почтамта. Главный фасад
Здание глав. почтамта. План